ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ или ДА ЗДРАВСТВУЕТ ШЕЛКОГРАФИЯ! (К. Л. Оноприенко) Печать E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
21.03.2014
Несмотря на то, что шелкография - одна из самых древних печатных технологий, даже в эру технологий цифровых она не утратила своей актуальности. Попытаемся рассказать о ней простым человеческим языком, чтобы понять процесс и макетировать для него печатную продукцию мог как начинающий дизайнер, освоивший три кнопки в "Corel", так и маститый профи "QuarkXpress", которым вдруг свалилось задание разработать визитки для любимого начальства по последней полиграфической моде.
Итак, начинаем наш экскурс.
Как многое вкусное, красивое и полезное (фарфор, макароны, бумага, порох и фейерверки, зеленый чай, наконец) этот способ печати пришел к нам из Древнего Китая. Шелкографией (или шелкотрафаретной печатью) он называется вот почему:

печатной формой служит не не тонкая металлическая пластина (как в офсете), не гибкое полимерное клише (как в случае флексографии), а, грубо говоря, шелковое полотно, через которое при помощи специального приспособления (называемого смешным словом "ракель") изображение продавливается на бумагу, пленку, пластик, ткань, стекло, короче - любую запечатываемую поверхность.
Однако, кажущаяся простота процесса весьма обманчива. Обратимся к профессионалам. Директор Рекламного бюро господина Кочека Александр Валерьевич рассказывает:
"Некоторые клиенты, приходя к нам в офис,чтобы заказать визитки, наклейки, другую печатную продукцию, услышав, что все это мы делаем методом шелкографии, сомневаются. В их понимании кроме как офсетом или "цифрой" ничего приличного не напечатаешь. Однако, увидев образцы именно нашей печати, они удивляются: "Как? Вот это в самом деле шелкография? Да неужели?" А все дело в том, что именно кажущаяся простота процесса и привлекает дилетантов и кустарей-одиночек, способных "скундёпать на коленке" простейший станок и печать на нем визитки дома на кухне или в гараже. В итоге такие "мастера" только компрометируют шелкографию как способ печати и отбивают у людей вкус к ней! Извините, но все это просто наболело!"
Однако, если дело поставлено на профессиональную основу, то этим способом печати можно создавать шедевры. "Кстати, - продолжает Александр Валерьевич, - когда в Москве в начале 90-х годов проходила выставка работ Сальвадора Дали, на ней можно было приобрести множество репродукций формата А2 и А1, изготовленных именно методом шелкографии под руководством самого Мастера. Цены за репродукции начинались от 1300 долларов. Сейчас я могу смело утверждать, что работы от визитки до плаката формата А2 мы сами можем делать на столь же высоком качественном уровне. Все желающие могут придти к нам в офис и убедиться в этом".
Господам дизайнерам, иллюстраторам и рекламистам просто необходимо знать некоторые тонкости процесса, чтобы извлекать из "шелкухи" (как любовно ее называют профессионалы) максимум. Ведь даже в эру цифровых технологий многое неподвластно ни офсетной, ни цифровой печати! К примеру, такая загадка: каким способом можно прилично напечатать сотню визиток на темно-синей бумаге "Плайк" плотностью 330 г/кв.м в 2 цвета - белый и бронзу? Если сами не знаете ответа на этот вопрос, позвоните по справочнику "Весь Нижний Новгород" в любой цифровой печатный салон, потом в офсетную типографию, а потом в Рекламное бюро господина Кочека.

В двух первых местах Вам наверняка скажут, что этого сделать не могут, причем, если Вы по справочнику попадете в нормальные профессиональные фирмы на опытных менеджеров (а не на девочек, работающих четвертый день), то опытные менеджеры хоть цифровой, хоть офсетной типографии сразу посоветуют делать Вам такие визитки "шелкографией у Кочеков". Попробуйте, позвоните! Все увидите сами! А если менеджеры будут мямлить и мяться, то никакие они не профессионалы! (Вот такой тест им на профпригодность).
Итак, для интересующихся продолжаем наш шелкотрафаретный ликбез.
Упрощенно  процесс можно представить как пьесу в четырех действиях, а вместо антрактов -  лирические отступления для дизайнеров с рекомендациями по предпечатной подготовке.

Действие первое.

Изготовление трафарета
начинается с натяжки шелка (шелкового сита) на раму.
Берется, а точнее, у специальных фирм-поставщиков покупается специальное шелковое (теперь уже искусственное, а не натуральное) полотно. Теперь это полотно (оно же “сито”) не китайское, а производится в Швейцарии, Германии, Италии или Японии (и стоит от 800 рубликов за квадратный метр).
Под разные задачи сито имеет разную толщину этих самых шелковых нитей и разное расстояние между ними. Самое ходовое для печати визиток и другой продукции с мелкими текстами - 120/34. Для печати полноцветных наклеек (для размещения в метро, например) берется даже более высокономерное сито. Оно имеет, грубо говоря, очень-очень мелкие дырочки, которые позволяют пропечатывать изображения растровые и с мелкими деталями. А для печати по сумкам, ранцам, толстой спецодежде берут, наоборот, более низкономерное сито. Оно, в свою очередь, имеет большие дырочки, позволяющие наносить крупнозернистую кроющую краску толстым слоем на грубые ткани. Через высокономерное сито такая краска даже и не ляжет толком на сумочный крой! То есть, по-просту, не продавится через очень-очень мелкие дырочки, или продавится лишь частично. А через большие дырочки ляжет сочно и красиво!
Отсюда – первое лирическое отступление:
Дизайнер, делающий макет печати на спортивную сумку или конференц-портфель!

НЕ МЕЛЬЧИ! Забудь о линиях толщиной менее 1 миллиметра!
Используй размер шрифта не менее 14.
Очень осторожно используй растр! О градиентных заливках вообще забудь!
(В данном конкретном случае линиатура печати будет не офсетные 175 lpi, а всего лишь 60 lpi).
Так вот, когда при помощи специального натяжного устройства сито равномерно натянуто на специальную фирменную алюминиевую раму, приклеено по ее периметру, клей высох, покрыт сверху защитным лаком – трафарет готов к использованию. На него в несколько слоев наносят эмульсию, просушивают, и теперь он ждет экспонирования.
Но сначала второе отступление, а точнее - вынужденная остановка с рассказом про фотовывод.
В отличие от принтера, сунув в который бумагу, вы сразу посылаете файл на печать и через несколько секунд имеете в руках лист бумаги формата А4 с распечаткой на нем двенадцати визиток, в случае шелкографии не все так просто! Как и для печати офсетом, сначала вы должны сделать фотовывод.
Для особо продвинутых читателей, осведомленных о СТР-технологии и ехидно улыбающихся в данный момент скажу, что это тема отдельного разговора и она непременно будет затронута в журнале позже. Кстати, за рубежом уже разработаны системы CTS (Computer-to-Screen) для экспонирования печатных форм напрямую без использования фотовывода. Они пока не добрались даже до Москвы, а про Нижний всерьез тем более ничего говорить не стоит…

Так вот, для дизайнеров, макетирующих визитки и готовящих их к фотовыводу, поясним следующее:
Линиатура растра – 90 lpi. При этом разрешение в  dpi можно ставить и 1200, да хоть 2400!
Растр менее 15% печатается с трудом. А после 90% может слиться в единую плашку (особенно, если печать будет производиться по немелованной бумаге, и чем рыхлее бумага, тем хуже для растра! И для рельефных бумаг с тиснением типа “верже”, “лен”, “ скорлупа ” давайте ваще растр не использовать, плиз!)  Градиентные заливки, тем более, пожалуйста, оставьте для web-дизайна! Разрешающая способность шелкографии не позволит пропечататься всем этим растровым заливкам и переливам столь же плавно и красиво, как в  офсетной печати (или “цифре”, на худой конец). Ведь, как вы только что узнали, краска-то в случае шелкографии попадает на бумагу, продавливаясь через шелковую ткань, соотвественно, что-то при этом остается на ткани, забиваясь между ее волокнами (в ее дырочки, проще говоря)!   Помните об этом, пожалуйста, и отрисовывайте логотипы в векторных программах, а не суйте их в визитки сразу после сканера в bmp, или нарисовав в “PhotoShop”е (Вы будете смеяться, но бывает такое у нас регулярно!)
Кстати, минимальную толщину линий в 0,2 мм (именно миллиметра, а не пункта) для фактурных бумаг (например, суперпопулярного Nettuno) рекомендуем увеличивать до 0,3 мм, иначе из-за рельефа бумаги линия может стать прерывистой. А оно Вам надо?

Если после этого  Вы скажете: “Ну что за фигня эта шелкуха! Сплошные ограничения!”, я Вам возражу: когда стоит задача напечатать белой краской по очень темной бумаге, или же бумага имеет сложный рельеф (Nettuno Blue Navy, например), или полимерное покрытие (Tatyana), тут шелкографии просто нет равных! Если бумага слишком толстая для офсетного станка, или слишком рельефная для цифрового аппарата, кроме шелкографов никто Вам не поможет! В Рекламном Бюро господина Кочека Вам покажут образцы прозрачных пластиковых ценников, деревянных визиток, печати на оргстекле, на крое сумок и рюкзаков, на хлопковых футболках и нейлоновых куртках, на полиэтиленовых папках-уголках и пакетах, на ежедневниках из кожезаменителя и натуральной кожи… Ну какой еще способ печати может похвастаться такой же универсальностью?
Попробуйте, засуньте в Ваш струйный или даже лазерный принтер полиэтиленовую папку-уголок? Или лист оргстекла в офсетный станок? А для шелкографии вопрос лишь в подборе красок и, если папок 100 штук, то они будут отпечатаны на ручном станке, если 2000 штук, то на полуавтоматическом.
Причем для наладки станка хватит не 100 листов запечатываемого материала (как в случае офсета), а буквально 6-10. А это имеет очень большое значение при печати на дорогих коллекционных бумагах! (Экономия денег закзчика – это святое для профессионалов!)

Отдельной врезкой:

ИТАК, ЧТОБЫ ВЗЯТЬ ОТ ШЕЛКОГРАФИИ ПО-МАКСИМУМУ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙНЕР, в отличие от домохозяйки, освоившей “PhotoShop”, не будет:
- злоупотреблять градиентными заливками и, тем более, вставлять фото в визитку,
- использовать более трех цветов (конечно, если фирменный стиль заказчика включает 4 цвета “Pantone”, ничего не поделаешь, придется печатать такое “индейство”, а если  4 цвета CMYK, то с ними надо идти либо на цифровую печать, либо на офсет – в зависимости от тиража),
- использовать кегль меньше 8 (надо жалеть глаза людей, визитка, прежде всего, должна быть функциональной, а для этого ее надо читать без лупы! Не делайте красоты в ущерб функциональности, ищите золотую середину, и клиент будет Вам благодарен!),
- использовать толщину линий менее 0, 2 мм (на гладких бумагах типа “LumiArt”,“LumiSilk”, “Plike” может пропечататься линия и 0,1 мм, но может и превратиться в пунктир…), для рельефных бумаг с тиснением “верже” (типа Nettuno, Diabolo, др. ) или “лен” (Sirio, Malmero, др.) лучше делать толщину не менее 0,3 мм. В этом случае Ваши дизайнерские изыски наверняка пропечататются, в противном случае вероятность 50:50.
- использовать вообще какой-бы то ни было растр для рельефных или рыхлых бумаг (Scotia, GMUND Colors, Kaschmir, др.), в этом случае рекомендуем, например, серый цвет печатать отдельной плашкой, а не растром черного; голубой, например, так же отдельной плашкой, а не растром синего.
Конечно, это приведет к некоторому удорожанию продукции (примерно на 30 процентов), но, поверьте, красота того стоит! Сами знаете – красота требует финансовых жертв в любой сфере деятельности, и полиграфия – не исключение!

Действие второе.

Экспонирование трафарета.

Для этого процесса требуется экспонирующая камера, и чем она больше и мощнее, тем лучше. В Рекламном Бюро господина Кочека она занимает целое помещение площадью в 6 квадратных метров. Простым языком процесс можно описать так: пленка с фотовыводом приекрепляетс к трафарету с нанесенной на него эмульсией и помещается в экспонирующую камеру. Далее, под воздействием мощнонго источника света изображение с пленки  фотовывода переносится на эмульсионный слой. Потом трафарет с нанесенным на него изображением промывается водой и просушивается. Затем его можно закреплять в станке и начинать

Действие третье -

Процесс печати.

Если тираж прдукции небольшой, скажем, 100 трехцветных визиток или 50 одноцветных наклеек формата А3,”прокатать” их можно на ручном станке размером с кухонный стол. Делает это печатник так называемым “ракелем” –  деревянной штукой с прикрепленной к ней специальной ракельной резиной. Ракель может быть как совсем маленьким – сантиметров 15, так и большим – до 1 метра, в зависимости от того, какого формата и на каком станке печатается продукция. Сама ракельная резина под разные задачи имеет разную жесткость и, также, под разные задачи ее нужно специально затачивать на специальном станке. В случае автоматического или полуавтоматического станка целая ракельная группа (один ракель используется для орошения изображения на трафарете, а второй – непосредственно для печати) движется по печатной форме, так сказать, механическим путем, а не “возится” руками печатника. Так обеспечивается скорострельность и равномерность прижима, большая, чем на ручном станке. Поэтому растровые изображения получаются более качественными на полуавтоматическом станке, чем на ручном. (Однако, господа дизайнеры, не улетайте в ваших романтических фантазиях слишком высоко – помните про разрешающую способность шелкографии всего лишь в 120 lpi, не делайте растр менее  15% и более 80%, забудьте про градиенты – иначе вам с вашими макетами либо на “цифру”, либо на офсет! Ну, а если вас уже не раз посылали подальше и из цифровых, и из офсетных типографий – вам прямая дорога в студию веб-дизайна, и делайте там себе переливающиеся всеми цветами сайты. Только забудьте о полиграфии! Извините, это просто крик души старого типографа, измученного макетами недоучившихся дизайнеров, творящих попугайские сайты,  и совершенно НИЧЕГО НЕ СМЫСЛЯЩИХ В РЕАЛЬНЫХ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ! Еще раз извините, наболело!)
Итак, когда процесс печати закончен, остатки краски убираются с печатной формы (трафарета),  сам трафарет протирается специальной химией и относится в смывочную камеру.


Действие четвертое.

Смывка трафарета.

В смывочной камере трафарет размачивается в специальной жидкости для удаления эмульсионного слоя, а потом очищается струей воды под огромным давлением из специального смывочного аппарата (обычного домашнего душа для этого недостаточно, уверяю Вас!) Иногда на трафарете остаются так называемые “паразитные изображения”, для удаления которых также существует специальная “химия”.
Короче, после того, как все лишнее удалено, трафарет просушен и обезжирен, можно снова начинать процесс нанесения эмульсии и экспонирования. И так до бесконечности, а точнее, до того отнюдь не прекрасного момента, когда сито на трафарете порвется и его придется натягивать снова. Таким образом, одну и ту же печатную форму используют в шелкографии многократно, но хранить трафарет с нанесенным на него изображением долго нельзя -  эмульсия может с него отвалиться по причине изменения влажности или температуры воздуха в помещении.

Если после прочтения этой статьи Вы обогатили свой кругозор и словарный запас хотя бы словом “ракель”, это уже весьма неплохоJ. И если есть желание узнать, какую еще продукцию можно напечатать методом шелкографии, идем дальше.
В свете подготовки к очередному новому году напомним: так как сезон охоты на ежедневники уже открыт, пора заказывать их том же Рекламном Бюро господина Кочека, причем здесь не только нанесут логотип на обложку, но и на форзаце ежедневника можно напечатать целую страницу развернутой информации про фирму (или признание в любви к одаряемым клиентам и новогоднее поздравление им же). Кроме ежедневников изображение наносят и на обложки толстых папок с кольцевым зажимом внутри, на визитницы как с обложкой из кожезаменителя, так и в виде пластиковых или металлических коробочек с крашеной крышечкой; акриловые ценники и подставки под мелкие товары; воздушные шарики, плоские деревянные футляры подарочных наборов (с ручками или аксессуарами для вина, например, или дорожные наборы)… Кстати, для печати по стаканам, кружкам существуют специальные станки для печати по цилиндрическим поверхностям. А нанесение на футболки, толстовки, другой текстиль обычно производится на так называемых карусельных станках, причем фотографическое изображение наносится не просто в четыре CMYK-овских цвета, а, как минимум, в 6 цветов, а то и 8, а то и все 12. И похож такой 12-цветный станок  на самом деле на карусель из парка культуры и отдыха, только вместо детишек катаются на его столах натянутые на них футболки, а ракельная группа переносит изображение, продавливая его через трафарет на футболку, точно так же, как на листовом станке печатаются визитки.   
Методом шелкографии можно дополнительно декорировать офсетную продукцию – например, если вас не устраивает офсетное серебро/бронза, можно надпись “С Новым годом!” на офсетную открытку нанести шелкографией – смотреться будет богаче, но не столь вызывающе и кричаще, как термотиснение фольгой (хотя в некоторых случаях термотиснение может быть оправданным как эстетически, так и функционально – например, напечатать обручальные кольца на свадебном приглашении). А если вы хотите, чтобы обложка вашего журнала (или годового отчета) горела глянцем, но со временем не “споперючилась” бы (что бывает с обложками после одностороннего ламинирования), значит, надо до  сборки вашего издания отдать обложку шелкографам на сплошную УФ-лакировку. Блестеть будет круче, чем после ламинирования глянцевой пленкой, а сворачиваться со временем не будет, вот чудо-то! Но самый классный вариант – это когда обложка вашей брошюры/каталога/папки сначала заламинирована МАТОВОЙ пленкой, а потом логотип на ней или часть картинки подверглись выборочной УФ-лакировке методом шелкографии. На вид получается очень классно, просто супер! (Если спросите: “А где же все это можно сделать или, хотя бы, одним глазом увидеть?”, извините за отсутствие оригинальности, снова скажу: “А все там же, в Рекламном Бюро господина Кочека”).

А еще офсетные (да и “цифровые”) открытки можно декорировать так называемым “глиттером” – специальным мелким разноцветным порошком с блестками. И делается вся эта красота, молодцы, угадали, тоже методом шелкографии все в том же месте!
Еще одна сфера применения шелкографии – печать “деколей”. Так называются “переводные картинки”, которые затем наносят на керамические или стеклянные изделия, а сами изделия подвергают обжигу в специальной печи при температуре в сотни градусов. После этого Ваш логотип с кофейной кружки или пивного бокала уже не удалить ни в посудомоечной машине, ни металлической  “губкой”. Деколированию посуды и других изделий тоже можно посвятить отдельную статью – как пожелаете вы, дорогие читатели (деколь бывает не только “горячим”, как описанный выше, но и ”холодным”).

В заключение отметим, что краски, используемые в шелкотрафаретной печати, обладают большей кроющей способностью, чем офсетные. И ложатся они на печатную продукцию более толстым слоем, чем офсетные краски (или чернила струйного принтера, или порошок принтера лазерного). Поэтому и смотрятся эти краски более сочно и красиво, чем на офсетных или “цифровых” оттисках. Соответственно, наклейки, отпечатанные методом шелкографии, служат на дверях магазинов и витринах гораздо дольше, чем их собратья, отпечатанные другими способами и быстро выгорающие на солнце. Стоят шелкотрафаретные краски в 3-3,5 раза дороже офсетных и расход их на единицу продукции больше, чем в офсете. Так что красота требует жертв – свыкнитесь с этой мыслью и в сфере полиграфии!
Кстати, о последней полиграфической моде в изготовлении визиток.
Все предельно просто:
Темная бумага “Плайк”, цвет – максимально приближенный к вашему фирменному (или одному из них). Печать белым. Логотип – выборочный УФ-лак (бесцветный, естественно). Можно сделать логотип конгревом (кто не знает, что это такое, найдет соответствующую статью в одном из следующих номеров нашего журнала). Для самых богатых такой вариант: логотип конгревом, текст белым или серебром (шелкографией, естественно), орнаментальная структура на основе логотипа - выборочный УФ-лак. Скиньтесь всем отделом и закажите такие визитки любимому начальнику! Лучший новогодний подарок будет! Конкуренты сдохнут от зависти…
 
ОТДЕЛЬНОЙ ВРЕЗКОЙ:

Конечно же, самые красивые вещи получаются именно на стыке технологий. Грамотный дизайнер, зная тонкости полиграфических процессов, не будет скрывать свое скудоумие радужными переливами градиентных заливок, а найдет путь, как лаконичными средствами дать максимально раскрыться разным способам печати и показать только их сильные стороны. Ведь ограничения есть и у офсета, и у цифровой печати, и у флексографии, и у тампопечати, и у шелкографии – надеемся, что наши публикации помогут умным дизайнераим взять от каждого способа печати по-максимуму  и заставить их в сочетании друг с другом заиграть по-новому.


А проконсультироваться по тонкостям печатных процессов и увидеть образцы продукции можно в Рекламном Бюро господина Кочека по адресу:

Нижний Новгород, ул.Бекетова, дом 8, офис 8.
Телефоны: 275-42-00, 413-72-17.
 
Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться, чтобы делать комментарии.
Обсудить в форуме. (0 комментариев)
Баннер
реклама

Опрос

Ваш предпочтительный источник рекламы
 

Случайная новость

Войти в рекламный бизнес с улицы и снимать ролики для федеральных телеканалов не получится — нужны большие деньги и связи. Зато входной билет на рынок дешевой рекламы копеечный: компьютер да организаторские способности. Поэтому бизнесменов, делающих буклеты или баннеры для некрупных заказчиков,— тысячи. Корреспондент "Денег" попытался влиться в их ряды и понял, что зарабатывает не самый креативный, а тот, кто понимает заказчика. Или хотя бы способен его найти.
Читать полностью...

Реклама-N

Баннер

Случайное изображение

Часы
Часы

Кто Online

Нет
Реклама Нижний Новгород в Нижнем Новгороде