Исследовательский центр портала Superjob.ru выяснил, как россияне относятся к возможному запрету рекламы лекарств в СМИ.
С 1 июля 2013 года вступил в силу приказ Минздрава, запрещающий врачам прописывать больным конкретные препараты. В рецепте можно указывать только действующий компонент лекарства, а не его товарное наименование.
По пояснениям Минздрава, все эти меры не позволят пациентам заниматься "самолечением", а фармацевтам – навязывать свою продукцию покупателям, не сведущим в медицине. Сейчас рекламировать можно (и то с оговорками о наличии противопоказаний) только безрецептурные препараты. Активными противниками нововведения, как этого и можно было ожидать, выступили рекламные агентства и тратящие на рекламу лекарств миллиардные суммы фармацевтические холдинги.
Однако граждане в этой борьбе приняли сторону правительства и Минздрава. Почти половина опрошенных (47%) считает, что настойчивая реклама лекарственных средств зачастую вводит людей в опасное для здоровья заблуждение, а потому должна быть запрещена. По наблюдениям респондентов, вместо того чтобы идти к врачу, люди нередко покупают разрекламированные препараты и занимаются самолечением, что не добавляет им здоровья. Такой точки зрения чаще придерживаются мужчины (52% против 41% среди женщин), а также опрошенные старше 45 лет и люди с наиболее высокими доходами (по 57%). "Название лекарств необходимо узнавать у врача, а не из телевизора или Интернета"; "«Чем больше лекарство разрекламировано, тем выше на него цена", - отмечают россияне.
При этом около четверти россиян (24%) придерживаются противоположной позиции — по их мнению, рекламу лекарственных средств запрещать нельзя, так как она помогает людям ориентироваться в медицинских вопросах. К тому же лекарства, считают респонденты, это такой же товар, как и любой другой, и на него распространяются законы рынка. "В стране, где система здравоохранения не идеальна, люди должны хотя бы примерно знать, как себе помочь"; "Прежде чем купить лекарство, нужно узнать, какие еще аналоги существуют. Если запретить рекламу, информации станет меньше", — комментируют опрошенные. Тех, кто против запрета рекламы лекарств, заметно больше среди россиян моложе 24 лет (40%).
Почти треть респондентов (29%) затруднились однозначно оценить предложенную правительством инициативу: "Ограничить рекламу нужно по многим направлениям, а вот предоставить точную, профессионально выверенную информацию просто необходимо. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!".
НТА Приволжье